Первую порцию часто задаваемых вопросов про аудирование можно прочитать вот здесь: FAQ про аудирование — порция первая. А тут — вторая часть:) Итак, начинаем с вопроса №6:

6. Решила начать с самого простого — с песен на английском. Они короткие, да и музыку я люблю. Но всё равно ничего не понимаю. Что-то не так?

Это очень «популярная» ошибка;) Почти все любят слушать песни, и потому часто начинают аудирование по английскому именно с песен. И сильно разочаровываются, потому что ничего (или почти ничего) не понимают. Дело в том, что песни на чужом языке – это совсем не «самое простое».

Даже в песне на родном языке мы не всегда можем разобрать все слова. Потому что во время пения слова произносятся иначе, вмешивается музыкальный фон, манера исполнения и т.п.

То есть, слушать песни на английском (французском, испанском и пр.) языках очень полезно для тех, кто учит этот язык. Но это не значит, что с песен нужно начинать.

Попробуйте начать с очень медленных аудиокниг и специальных передач для изучающих язык (об этом, кстати, скоро появится материал в рубрике «Копилка»). К этому ещё можно добавить специальные задания на аудирование (только они должны подходить для вашего уровня). Песни можно пока слушать как фон, не очень напрягаясь на этот счёт. Вы обязательно «дорастёте» и до песен, только чуть позже.

7.  Зачем мне СЛУШАТЬ, если моя цель – ГОВОРИТЬ на английском?

Чем больше вы слушаете, тем легче и лучше вы говорите. И наоборот, чем меньше опыт аудирования, тем более «специфично» и чужеродно будет звучать ваша речь. Кроме того, если вы часто слушаете речь «native speakers», вы ещё и легко и как бы между делом усваиваете правильное произношение звуков. В общем, если вы хотите говорить хорошо и быстро, то аудирование не просто полезно,  а необходимо.

И не будем забывать о том, как мы усвоили наш родной язык. Ребёнок осваивает речь именно через слушание. Ребёнок в возрасте 10-12 месяцев, как известно, не учит правил, не читает книжек, не пишет эссе на русском;) Он СЛУШАЕТ. И именно благодаря большому объёму аудирования постепенно начинает говорить. То есть, он максимально погружён в языковую среду. Причём – интересный момент – даже сложные грамматические формы ребёнок усваивает спонтанно, автоматически. Например, в русском языке весьма развитые системы склонения (падежи) и спряжения. То есть, слова постоянно меняют окончания (для тех, кому интересно, – такой язык называется флективный). О падежах ребёнок узнает только в школе, но уже в 3-4 года (а уж в пять – тем более) он ставит слово в правильную форму, абсолютно не задумываясь. При этом его речь быстрая и естественная. Кстати, именно наша система падежей – пожалуй, самая большая трудность для иностранцев, которые учат русский.

Те, кто много слушает на английском (французском, немецком и т.п.) обычно более естественно и более свободно говорят на этом языке, чем те, кто слушает мало. При этом автоматически усваиваются и типичные фразы, распространённые обороты. А главное – человек начинает  ДУМАТЬ на этом языке. Поэтому аудирование стоит того, чтобы  заняться им как следует.

8.  Я неплохо говорю, хорошо читаю на английском. Но когда слышу английскую речь, практически ничего не понимаю. Почему?

Причина та же самая, что указана в ответе на вопрос 5 в статье FAQ про аудирование — порция первая. Это РАЗНЫЕ виды деятельности. Подробнее читаем об этом вот здесь:  Аудирование: миф первый

9. Как я пойму, что именно мне слушать?

Во-первых, слушайте то, что вам более-менее понятно. И почаще пробуйте что-то новое. Не зацикливайтесь только на одном каком-то типе материалов. Как только поймёте, что ваш уровень подрос, и что «старые» аудиоролики вы уже воспринимаете легко и без затруднений, переходим к чуть более сложным.

Во-вторых, слушайте то, что вам нравится, то, что вам интересно. Особенно в самом начале.  Так будет не только гораздо приятнее, но и гораздо полезнее. И вам будет проще заставить себя лишний раз заняться аудированием;)

10. Я недавно начал самостоятельно заниматься аудированием. Через сколько времени я буду понимать английскую речь так же, как и русскую? 

Давайте разделять задачи и сверхзадачи;)  Сейчас поясню разницу.

Задача: постепенно научиться отлично воспринимать англоязычную (немецкую, французскую, испанскую) речь.

Сверхзадача: понимать англоязычную (любую другую иностранную) речь так же, как и речь на своём родном языке.

То есть, воспринимать английскую речь отлично и воспринимать её так же, как родную речь – не одно и то же. При этом для всех задач, с которыми вы можете столкнуться в вашей жизни, отличного  восприятия вам хватит с лихвой. А заморочки на точно такое же восприятие – это патентованное средство для перфекционистов, которое надёжно и быстро обеспечивает пониженную самооценку и головную боль. ;)

Мне кажется, для начала (и на долгую перспективу) будет достаточно ЗАДАЧИ. А уж СВЕРХЗАДАЧУ вы перед собой поставите, когда у вас будет шанс слушать англоязычную речь (и общаться на английском) столько же, сколько вы сейчас общаетесь на русском.

Итак, объясняю про ЗАДАЧУ. Всё очень индивидуально. Скорость вашего прогресса в аудировании будет зависеть от многих факторов: что вы слушаете, как вы слушаете, насколько много и часто и т.п.

Поэтому никто, и даже вы сами не сможете назвать некое точное время. И вообще это самое «время», которое вам потребуется, – большая абстракция. Потому что есть очень много градаций как в освоении английского языка в целом, так и в освоении аудирования на английском. Одно можно сказать точно: вы начнёте получать удовольствие от слушания (аудирования) гораздо раньше, чем начнёте делать это отлично.

А теперь – пару слов про СВЕРХЗАДАЧУ. В принципе, если вам доведётся постоянно жить и общаться в англоязычной среде, то у вас есть шансы постепенно (через несколько лет) воспринимать английскую речь почти также (или очень близко к тому), как сейчас вы воспринимаете русскую. Но этого может и не произойти, обстоятельства бывают разные.

В общем, советую не зацикливаться на сверхзадачах (по крайней мере, «на старте»), а просто радоваться прогрессу и получать удовольствие от процесса. Чем интереснее вам будет заниматься, тем быстрее и значительнее будут ваши успехи в аудировании по английскому.