Пять вопросов, которые часто задают про аудирование. И столько же ответов, конечно же;) Итак, приступаем:

1. По всем тестам мой уровень – intermediate или даже upperintermediate. Но когда я пытаюсь слушать аудиокниги или диски для этого уровня,  я почти ничего не понимаю.

Может быть большая разница между тем уровнем, которого вы достигли в освоении грамматики, письменной речи и даже speaking, и в уровне вашего аудирования. Это РАЗНЫЕ виды деятельности. То есть, здесь нет единой шкалы. Для знания грамматики она – одна, для аудирования – совсем другая. Более подробно можно почитать об этом вот здесь: Аудирование: миф первый и вот здесь:  Почему аудирование такое «страшное»? 

Например, вы можете написать грамматический тест даже на уровне advanced, но при этом воспринимать английскую речь на слух лишь на уровне elementary.    

2. Что мешает освоить аудирование на английском (немецком, французском)?

Могут быть разные причины, и даже – несколько причин одновременно. Чаще всего это:

  • Мифы и заблуждения про аудирование (об этом можно прочитать вот здесь и здесь).
  • Маленький опыт слушания на английском (немецком, испанском и т.п.), особенно если вы этот опыт не увеличиваете (т.е., мало слушаете на английском, не тренируете навыки аудирования).
  • Вы слушаете НЕ ТЕ аудиоматериалы (слишком сложные или слишком простые).
  • Вы слушаете НЕ ТАК, как нужно.
  • Вы слишком нервничаете и напрягаетесь, когда слушаете.
  • Вы слишком нетерпеливы, а потому хотите добиться высоких результатов «в кратчайшие сроки». Аудирование требует ВРЕМЕНИ.
Более подробно о проблемах при аудировании читаем в этой статье: Трудности при аудировании. 6 основных причин

3. Как часто надо слушать, чтобы хорошо аудировать?

В идеале — каждый день. Как минимум полчаса в режиме сосредоточенного слушания (т.е., не «в фоновом режиме»!) Но лучше – заниматься аудированием несколько раз в день. Например, два раза по полчаса. Или, если вам пока трудно слушать по полчаса без перерыва, слушайте 3-4 раза минут по 10-15. Постепенно станет проще.

Если есть возможность, сверх этого времени  можно слушать английскую (французскую, испанскую и т.п.) речь «в фоновом режиме». Например, когда вам приходится ждать, или вы куда-то идёте, или едете на метро, автобусе и т.п.  Чем полнее и глубже вы погрузитесь в языковую среду, тем лучше.

4. Многие мои однокурсники воспринимают английскую речь на слух гораздо лучше, чем я. Почему? Я – тупой и неспособный? Я не смогу освоить аудирование?

Нет. Вы способный, это совершенно точно;) Вы уже доказали это тем, что можете легко воспринимать на слух русскую речь. Значит, сможете воспринимать и английскую (французскую и пр.), если захотите. Почему это так — читаем здесь: Аудирование: миф второй

5. Что полезнее всего слушать?

Полезнее всего слушать РАЗНОЕ;) И побольше:) Я имею ввиду – тогда, когда ваши навыки аудирования уже сдвинулись «с мёртвой точки» и быстро развиваются.

Но вообще нельзя выделить некое универсальное  «самое полезное». Приведу два примера:

Пример первый. Для «продвинутых слушателей» будет очень полезно слушать неадаптированную разговорную английскую (французскую, немецкую и т.п.) речь. Например, пусть это будет англоязычная речь людей из разных стран, регионов, с разным темпом, с разными локальными акцентами и т.п. В общем, чем ближе к реальной повседневной речи – тем лучше.

Но начинающим этот же аудиоматериал доставит больше огорчений, чем пользы в освоении аудирования. Косвенная польза – привыкание к языку и звучанию речи, конечно же, будет. Но можно выбрать более позитивные и эффективные пути.

Пример второй. Для начинающих могут быть очень полезны аудиокниги, адаптированные специально для изучающих язык. Нужно выбирать такие аудокниги, которые вы можете слушать и понимать достаточно легко (т.е., они должны соответствовать вашему языковому уровню).

Также подойдут специальные аудиозаписи и передачи на английском (французском и т.п.) для изучающих  язык. Там обычно более низкий темп речи и несложная лексика, по сравнению с передачами для «native listeners». А вот тем, кто уже ушёл далеко вперёд в аудировании, такие аудиокниги принесут мало пользы.

То есть, когда вы осваиваете аудирование, на каждом этапе для вас будет своё «самое полезное». И при этом оно будет отличаться для разных слушателей. Универсального «самого полезного» нет.