Как известно, ЕГЭ по иностранному не входит в число обязательных экзаменов. Это означает, что ЕГЭ по английскому (французскому, немецкому, испанскому) чаще всего выбирают те, кому иностранный язык нужен для поступления в вуз. Обычно это известно заранее, поэтому эти ребята, скорее всего, вполне себе «налегали» на язык. Но… аудирование часто всё равно остаётся «в загоне», за него берутся в последний момент. При этом именно с аудированием  школьники справляются в итоге хуже всего. По данным статистики, на ЕГЭ по иностранному языку самые низкие баллы большинство выпускников получают именно за блок заданий на аудирование.

То есть, восприятие речи на слух вызывает бОльшие проблемы, чем грамматика и всё остальное. Это неудивительно: в школе английский (немецкий, французский) до сих пор учат в основном по книжкам. Чтение и пересказ не сильно помогут восприятию речи на слух. Так что же можно сделать, чтобы аудирование на ЕГЭ по английскому (французскому и пр.) не испортило ваши результаты?

1. Первое, и самое главное: не оставлять аудирование напоследок. Например, если вы начали заниматься языком и готовиться к ЕГЭ по английскому в сентябре-октябре, то тогда же надо начинать и занятия по аудированию. Хорошее восприятие английской (немецкой и пр.) речи на слух – это навык, и для того, чтобы он сформировался, нужно время. Он не может возникнуть за несколько дней. Впрочем, об этом мы уже недавно писали.

2. Попутно избавляемся от мифов и иллюзий типа «просто я за месяц перед экзаменом начну смотреть фильмы на английском», «просто я буду слушать больше англоязычной музыки» и т.п. Про эти и другие популярные заблуждения читаем «FAQ про аудирование – порция первая», «FAQ про аудирование – порция вторая», а также «Аудирование: миф первый» (ссылки откроются  в новой вкладке).

3. Заниматься нужно регулярно. Общее правило такое: лучше – каждый день внимательно и сосредоточенно заниматься аудированием по полчаса, чем раз в неделю – часа три «в один присест».

4. Идём от простого к сложному: слушаем «для пробы» несколько образцов заданий на аудирование для ЕГЭ. Если они кажутся очень сложными, начинаем с более простых аудиороликов, с передач для изучающих язык, с аудиокниг с более низким темпом речи и т.п. – пока вы не найдёте материалы того уровня, который сможете воспринимать на слух более-менее уверенно. Даже если старт очень «низкий», то – если заниматься регулярно – прогресс будет довольно быстрым. Иногда этот прогресс скачкообразный, иногда – плавный. И если вы начали занятия осенью, то к маю у вас есть хороший шанс выйти на аудиоролики нужного уровня, и даже – на более сложные.

Что можно послушать на английском? Об этом можно почитать статью «6 лучших сайтов для аудирования по английскому». Ещё очень рекомендую – именно для ЕГЭ-шников – сайт Британского Совета, точнее – его специальный раздел для изучающих английский: http://learnenglish.britishcouncil.org/en/ Как-нибудь поговорим о нём подробнее, а пока возьмите себе на заметку эту ссылку;)

5. Не забываем, что у ЕГЭ по английскому (немецкому, французскому) есть свои особенности. То есть, там не просто проверяется ваше умение воспринимать речь на слух, а проверяется в довольно специфичной форме, к которой тоже нужно подготовиться.  Что это значит? Зимой-весной, когда у вас за спиной уже будет несколько месяцев занятий, и ваш уровень уже «дорастёт» до заданий экзаменационного уровня, нужно не просто слушать образцы экзаменационных аудиороликов,  но и полностью выполнять задания на бланках. При этом постарайтесь создать себе условия, «максимально приближенные к боевым»:

  • Нужно слушать не через наушники, а через колонки (именно так это обычно происходит на экзамене).
  • Выполняйте задания именно то время, которое отводится на них на экзамене.
  • Распечатайте себе заранее бланки, заполняйте их так же, как бы вы делали это на ЕГЭ (про бланки отдельно поговорим ниже).
  • Знакомьтесь с бланком именно так и столько времени, как это положено делать на экзамене.

После – проверяем ответы по ключу, ошибки тщательно анализируем. При анализе важно понять: вы неверно поняли формулировку задания или недостаточно хорошо поняли сам аудиоролик. Если проблема с формулировками задания – разбираемся с ними, если неверно поняли текст, — слушаем его параллельно со скриптом (текстом), потом – без скрипта, пока сможете легко воспринимать его на слух (эти усилия обязательно скажутся на восприятии других текстов).

6. Мы собирались отдельно поговорить про бланки;)

Суть можно сформулировать кратко: ещё до конца мая (то есть – ещё ДО начала ЕГЭ) экзаменационные бланки и типы экзаменационных заданий должны быть вам «до боли знакомы». ;))

Смысл в том, чтобы в ходе ЕГЭ по английскому вы уже не тратили ваш драгоценный мозг на попытки понять: что же от вас всё-таки хотят в этом задании? И как же заполнять этот хитрый бланк? По данным последних лет, количество ошибочно заполненных бланков ЕГЭ довольно велико. Поэтому облегчаем себе жизнь: разбираемся с этой нехитрой премудростью заранее, дабы не пополнить стройные ряды печальной статистики;) Как уже было сказано, решаем при этом две главных задачи:

  • Усваиваем, как устроены задания, какие типы заданий могут быть (для каждого уровня – свои)
  • Усваиваем до автоматизма, как нужно и как нельзя заполнять бланк.

7. Дополнительные «опции».

Очень важное попутное умение, которое вам весьма пригодится во время аудирования — уверенное и быстрое чтение (важно для быстрого и верного понимания заданий, утверждений и т.п. на ЕГЭ). И, конечно, хороший словарный запас: это важно и для самого аудирования, и для чтения. Следующее «сакральное знание» – грамматика (в английском особое внимание уделяем глагольным формам, причастиям и т.п.). Чтобы во время чтения утверждений в задании вам не приходилось долго думать, «кто на ком стоял»;)

Вывод понятен: учим язык комплексно, не забываем и про чтение, грамматику, письменную речь и т.п. Они никак не заменят умения воспринимать английскую речь на слух, но играют важную вспомогательную роль.

8. Когда вы потихоньку, шаг за шагом, добрались до аудиоматериалов уровня заданий по ЕГЭ, ни в коем случае не останавливайтесь! (Кстати, это типичная ошибка и самих выпускников, и многих репетиторов). Нужно обязательно продолжать параллельно слушать и другие материалы, постепенно усложняя их по мере вашего прогресса.

Не сводите  все занятия только к прослушиванию вариантов прошлогодних ЕГЭ по английскому. Идеальный вариант – когда вы настолько продвинулись в аудировании, что аудиоролики для ЕГЭ уже кажутся вам существенно проще тех материалов, которые вы обычно слушаете сейчас, на вашем нынешнем уровне аудирования. Это означает, что ваши навыки продолжают расти, и это отлично: тем проще и успешнее вы пройдёте аудирование во время ЕГЭ.

9. Ещё кое-какие тонкости и полезности про аудирование на экзамене можно узнать в статье «Аудирование: 12 советов перед экзаменом». Здесь повторяться не будем, ссылка откроется  в новой вкладке.

На сегодня всё.

Успешного аудирования!-) И лёгкой сдачи ЕГЭ, конечно;)